Автоматизация бизнес-процессов в 1С Предприятие 8.0


От управления вообще к управлению бизнес-процессами


Прошедший год был отмечен началом широкого применения нового термина - Business Process Management (BPM, управление бизнес-процессами). Поначалу его появление вызвало настороженность заказчиков. Действительно, корпоративное ПО изначально было нацелено на решение тех или иных задач управления предприятием, или бизнесом (в широком понимании этого слова - как деятельности организации), и потому было непонятно, что же революционного заключается в BPM. Не есть ли это традиционный ход ИТ-поставщиков, регулярно обновляющих названия, в общем-то, достаточно хорошо известных методов и технологий? Определенную путаницу в умы ИТ-специалистов вносило и то, что аббревиатуру BPM стали использовать разработчики различных категорий программных продуктов: систем управления документами, ERP-решений и инфраструктурного ПО. (Полезный обзор и анализ концепции BPM сделан в статье "Технология BPM в информационной инфраструктуре организации", "BYTE/Россия" No 2'2005.)

Однако если рассмотреть концепцию BPM более детально, становится ясно, что ее появление действительно связано с некоторыми качественными изменениями в требованиях заказчиков к ИТ, с одной стороны, и предлагаемых вендорами решений - с другой. Хотя ни о какой революции, конечно, не может быть и речи: идет обычный эволюционный процесс развития ИТ, в ходе которого накопление количественных и локальных качественных изменений в какой-то момент времени позволяет говорить о переходе в новое глобальное качественное состояние. В этой связи мы выделим несколько аспектов.

  • Решение задачи повышения эффективности ведения бизнеса заставляет организации переходить от традиционной функциональной модели деятельности к современной процессной схеме.
  • Более высокий уровень применения ИТ требует объединить в общую систему управления предприятием такие компоненты, которые ранее рассматривались как самодостаточные. В первую очередь речь идет о ERP-решениях и системах управления документами.
  • Создание комплексных систем управления предприятием требует объединения разнородных решений (в том числе унаследованных). Наиболее эффективное решение задач интеграции данных и приложений в системах масштаба предприятий возможно на уровне платформенного ПО. В настоящее время одно из наиболее перспективных направлений создания разнородных распределенных систем связано с использованием технологии Web Services (см. также статью "Автоматизация бизнес-процессов с помощью BPEL", "BYTE/Россия" No 2'2005).
  • Переход на процессно-ориентированную модель управления непосредственно связан и с проблемой эффективности работы самих информационных систем. Нацеленность на конечный результат позволяет реализовать подход к управлению ИТ-ресурсами с точки зрения бизнеса.

  • Важно также повысить уровень управляемости бизнес-процессами. Это, в частности, означает, что бизнес-аналитики и руководители должны заниматься не только проектированием подобных систем, но и их оперативным управлением и настройкой, т. е. уметь выполнять операции, которые до настоящего времени требовали обязательного участия программистов.


  • Говоря о концепции BPM, необходимо упомянуть и о ее связи с технологиями workflow (управление потоками работ). Их родство вполне очевидно, однако между ними ни в коем случае нельзя ставить знак равенства (к сожалению, это встречается даже в профессиональных ИТ-изданиях). Методы workflow, пик популярности которых в мире пришелся на последние годы прошлого столетия, накладывают на процессы автоматизации модель, ориентированную в первую очередь на документы и задания. Данный подход ограничивает применение технологий workflow в основном автоматизацией ручных процессов обработки документов. У BPM таких ограничений нет: участниками процессов могут в равной мере выступать и пользователи, и информационные системы, и другие процессы, а документы и задания рассматриваются лишь как частности, влияющие на реализацию бизнес-процессов, но не носящие основополагающего характера. Все это позволяет применять BPM в связи с более широким кругом вопросов, нежели тот, для которого изначально разрабатывались системы workflow.

    Наверное, правильнее было бы связать реализацию концепции BPM с совместным использованием технологий workflow и EAI (Enterprise Application Integration, интеграция приложений масштаба предприятия). А учитывая необходимость использования собственно прикладных программ, условную формулу BPM можно записать следующим образом:

    BPM = workflow + EAI + ERP (Enterprise Resource Planning) + ECM (Enterprise Content Management)

    И еще один важный момент. Реализация концепции workflow устойчиво ассоциируется с проведением радикального реинжиниринга бизнес-процессов организации. Разумеется, преобразования схемы деятельности предприятия порой просто необходимы, но все же нужно помнить, что внедрение новых автоматизированных систем управления - не самоцель, а лишь средство повышения эффективности работы. BPM отличается более мягким подходом к использованию существующих моделей управления и программных средств их поддержки, минимизируя затраты на реализацию проектов, сохраняя сделанные инвестиции и лучше учитывая специфику конкретного заказчика.

       



    Содержание раздела