Пример проектирования бизнес-процесса
В качестве иллюстрации рассмотрим пример создания бизнес-процесса "Планирование отпусков". Для этого нужно выполнить следующие основные шаги.
Шаг 1. Словесное описание бизнес-процесса:
- всем линейным руководителям - написать предложения;
- линейный руководитель заполняет документ "предложение по графику отпусков";
- менеджер по персоналу рассматривает его - отклоняет, просит уточнить или пересмотреть, принимает;
- в какой-то момент (например, когда большинство сотрудников попали в график) менеджер направляет его руководителю;
- если принимается, то бизнес-процесс завершен.
- точка "Старт";
- точки действия в порядке следования;
- добавляем условные переходы;
- точка "Завершение";
- оформляем карту.
- форма предложения по графику отпусков (использует документ "ПланированиеОтпуска";
- форма для рассмотрения всех графиков;
- форма для согласования с руководством.
- создаем новый экземпляр бизнес-процесса;
- все руководители получают задачу "Подготовить график отпусков";
- после составления всех планов они все вместе поступают на рассмотрение кадровику в виде задачи "Рассмотреть графики";
- по результатам рассмотрения часть из них отправляется на доработку;
- после доработки и успешного повторного рассмотрения перед менеджером по персоналу ставится задача согласовать их с директором;
- после успешного согласования бизнес-процесс завершается.
Шаг 2. Определение адресации.
Сделанное описание позволяет выделить бизнес-роли - линейный руководитель, менеджер по персоналу, руководитель, - которые нужно завести в справочнике "Роли Пользователей" для того, чтобы использовать их для адресации точек маршрута будущего бизнес-процесса. Роли записываются в справочник в виде предопределенных данных.
Чтобы задания доставлялись не ролям, а пользователям, необходимо указать соответствие пользователей данным ролям. Это делается с помощью специального регистра сведений, назначенного как регистр адресации для задач конкретного бизнес-процесса. В регистр нужно занести информацию о том, что, например, Иванов выполняет роль менеджера по кадрам, Петров - это руководитель организации, а Федоров и Сидоров - линейные руководители. Отметим, что соответствие пользователей ролям может меняться с течением времени - скажем, из-за отпусков или кадровых изменений. При этом механизм бизнес-процессов будет обеспечивать доставку заданий соответствующим пользователям с учетом изменений ролей.
Шаг 3. Формирование задачи.
Для работы механизма бизнес-процессов необходим объект "Задачи", с помощью которого будут формироваться задачи для конкретных пользователей. Конфигурирование этого объекта заключается в выборе размерности системы адресации и связывании задач с регистром сведений, в котором прописано соответствие ролей пользователям.
Шаг 4. Проектируем бизнес-процесс.
Создаем первый бизнес-процесс и соединяем его с только что созданной задачей. Затем приступаем к рисованию карты маршрута (рис. 6):
Рис. 6. Карта маршрута бизнес-процесса "Планирование отпусков".
Шаг 5. Добавляем формы.
Чтобы пользователи могли выполнять свои действия в рамках данного бизнес-процесса, им нужны экранные формы, в которые они будут вводить соответствующие данные:
Шаг 6. Программируем.
Для настройки условных переходов (рис. 7) необходимо написать обработчик проверки условия на встроенном языке. Обработчик возвращает результат, который влияет на направление дальнейшего пути бизнес-процесса - направо или налево. Чтобы в процессе выполнения задач у пользователей открывались нужные им формы, нужно написать обработчики "ПриИнтерактивнойАктивации" у соответствующих точек маршрута. Эти обработчики могут открывать формы, документы, выполнять предварительную обработку и т. д.
Рис. 7. Программная реализация отдельных блоков бизнес-процесса.
Шаг 7. Посмотрим, как это все работает:
Для дальнейшего улучшения этого бизнес-процесса и более тесной его интеграции с прикладным решением можно добавить к нему дополнительные возможности (уже после разработки, т. е. в ходе эксплуатации).