Интеграция этапов PLM
Современный этап применения ИТ характеризуется переходом от автоматизации отдельных этапов работы с теми или иными объектами к управлению всем их жизненным циклом (Lifecycle Management) - это относится к изделиям (product), приложениям (application), информации (information) и т. п. Причем решения, которые позиционируются поставщиками как LM-платформы, в первую очередь решают задачи интеграции инструментов, применяемых на разных этапах. Соответственно вопрос заключается только в том, что взять за интеграционную основу такой платформы, и тут существуют два основных подхода.
Первый подход - использовать в качестве базы инструмент одного из ключевых этапов (например, для ALM это может быть интегрированная среда разработки). Второй состоит в формировании некоторой качественно новой специализированной среды, изначально предназначенной для объединения различных "этапных" компонентов. Тут можно привести пример ERP-поставщиков, многие из которых, развивая свои традиционные продукты, приходят (или уже пришли) к необходимости создания таких интеграционных платформ (SAP NetWeaver, Галактика RaNet). Аналогичные примеры можно привести из области СУБД, средств разработки и т. д.
Обращаясь к проблематике управления жизненным циклом изделий, в несколько упрощенном виде ее можно описать формулой: PLM = PDM + ERP. Однако эти две составляющие сегодня не совсем равнозначны. Дело в том, что исторически PLM-системы выросли из круга задач PDM (Product Data Management), которые, в свою очередь, имеют "родителями" системы САПР (CAD) и управления документами (DM). Как следствие, предлагаемые сегодня PLM-платформы в большинстве своем базируются на применении CAD- или DM-технологий, а ERP-система рассматривается как некий дополнительный внешний компонент.
Однако вполне очевидно, что возможен и иной подход, когда за основу берется ERP-решение. Так, компания Appius (http://www.appius.ru/) взяла за основу построения своей системы PLM-средств платформу "1С:Предприятие 8.0", используя ее и как средство разработки собственных прикладных решений, и как интеграционный слой (для связи с программами, реализованными в среде "1С:Предприятие", и внешними приложениями).
В жизненном цикле изделия можно выделить пять этапов, а также четыре контура управления реализуемыми в них бизнес-процессами (рис. 3):
- управление взаимодействием с заказчиком (потребителем) продукции (CRM);
- управление инженерными данными (PDM);
- управление взаимодействием с поставщиками (SCM);
- управление ресурсами компании в процессе производства продукции (ERP).
Рис. 3. Управление жизненным циклом изделий на платформе "1С:Предприятие 8.0".
На рис. 3 видны значительные пересечения контуров бизнес-процессов друг с другом, поэтому автоматизация предприятия заключается не просто в оснащении подразделений программным продуктом, но и в обеспечении совместимости и целостности данных внутри предприятия.
По мнению специалистов Appius, создание прикладных решений на единой платформе "1С:Предприятие" помогает формировать некий общий "культурный слой", который включает как людей (программистов, аналитиков, пользователей), так и методологию разработки приложений. Это типовые структуры данных, алгоритмы, пользовательские интерфейсы. Опираясь на такой "слой", разработчик почти не затрачивает усилий на поиск необходимого решения, начиная от включения в проект нового специалиста и заканчивая созданием дополнительного модуля бизнес-приложения по типовой методологии.
Один из важнейших этапов производственного процесса - конструкторская и технологическая подготовка производства. От качества этой подготовки зависит весь последующий ход производства. Задачи конструкторской и технологической подготовки решаются с помощью специализированных систем - автоматизированного проектирования (CAD/CAM) и т. п. С другой стороны, система управления ресурсами "1С:Предприятие 8.0" ("Управление торговлей" или "Управление производственным предприятием") оперирует теми же данными, с которыми работают конструкторы и технологи, - информацией об изделиях, материалах и комплектующих, технологических маршрутах и производственных мощностях.
Для создания непрерывного конструкторско-производственного цикла нужно объединить ERP-систему и системы конструкторской и технологической подготовки в рамках единой информационной системы. Решение Appius-PDM (рис. 4) как раз и связывает специализированные производственные системы CAD/CAM с приложениями на базе "1С:Предприятие 8.0", позволяя включить конструкторско-технологические подразделения в единое информационное пространство на платформе "1С:Предприятие 8.0".
Рис. 4. PDM + ERP на платформе "1С:Предприятие 8.0".
Кроме того, в систему ПО Appius, предназначенного для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства, входят следующие продукты.
Appius-Архив - система учета и контроля бумажных архивных документов в службе технического архива предприятия в соответствии с ГОСТ 2.501-88 "Правила учета и хранения".
Аppius-Верификатор - программный инструмент, предотвращающий попытки дублирования элементов номенклатуры. Он использует механизм бизнес-процессов "1С:Предприятие 8.0", через которые выполняется интеграция данных с ERP-решениями.
Appius-Конфигуратор - инструмент качественной и эффективной организации торговли товарами, которые могут поставляться с множеством опций и вариантов, в том числе и торговли технически сложным оборудованием. Основу этой системы составляют модели продукции, используемые в качестве шаблонов, которые определяют метод расчета и переменные: размер, цвет, материалы и т. д.
Инженерные справочники обеспечивают интеграцию с различными системами САПР (КОМПАС-3D, T-FLEX CAD 3D, SolidWorks, Autodesk Inventor и т. д.) и решениями на базе "1С:Предприятие 8.0".
В целом можно отметить следующие положительные стороны "платформенной" интеграции PDM- и ERP-решений (без учета финансовых факторов при покупке разных продуктов).
Во-первых, задача предприятия - не просто оснастить свои подразделения программным продуктом, но и обеспечить совместимость и целостность данных внутри предприятия. Системы Appius-PDM и "1С:УПП" используют единую платформу "1С:Предприятие 8.0", обеспечивая не только единый стандарт представления данных, но и единство самих данных PDM и ERP.
Во-вторых, не требуется интеграция бизнес-логики. Если используются PDM- и ERP-системы на разных платформах, бизнес-логика у каждого своя. Во всех PDM-системах этот механизм называется workflow, в "1С" - бизнес-процессы. Appius-PDM использует бизнес-процессы платформы "1С", что позволяет автоматизировать бизнес-процессы всех служб предприятия, работающих в среде "1С:Предприятие". Любой элемент системы Appius-PDM может участвовать в любом бизнес-процессе в среде "1С" (это реализовано, например, в модуле Appius-Верификатор).
В-третьих, открытость программного продукта Appius-PDM дает пользователю возможность самостоятельно настроить систему "под себя". Разработчики PDM-систем, как правило, не дают доступа к внутренней структуре данных и к исходному коду системы.
В-четвертых, в случае эксплуатации PDМ- и ERP-систем на разных платформах для их сопровождения потребуются два разных специалиста.
Еще одно преимущество - реализация технологии "западного" типа. Технологические САПР, давно присутствующие на российском рынке, разработаны как системы для автоматизации работы технолога, на выходе у которого - формирование комплекта технологической документации. Подготовка информации для планирования (экономическая составляющая) - это лишь побочный результат работы системы. Технология Appius-PDM реализована прежде всего для решения задач планирования, а формирование комплекта технологической документации - задача вторичная. Если говорить более абстрактно, то при первом подходе основное - разработать технологию для новой детали, при втором - запустить новую деталь в производство по уже имеющейся технологии. Второй подход - в чистом виде "западный", и реализовать его без "платформенной" интеграции практически невозможно.