Возможности интеграции для платформы 1С Предприятие


Электронный обмен данными через "1С:Сеть"


Передовым отрядом предприятий, осваивающих новые электронные технологии, в нашей стране довольно часто выступают торговые организации, для которых повышение эффективности управления товарными запасами - это фактически вопрос жизни и смерти бизнеса. В настоящее время в России (по крайней мере, в столице и крупных городах) фактически заканчивается формирование системы торговых сетей, которым нужно обеспечивать информационное взаимодействие как внутри себя (склады, торговые точки), так и с внешними контрагентами.

В этой связи эксперты прогнозируют в самое ближайшее время взрывообразный рост спроса на услуги электронного обмена бизнес-информацией на базе технологий EDI (Electronic Data Interchange) - передачи структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерными приложениями по электронным каналам при минимальном участии человека. Как раз для решения этих задач предназначен новый сервис "1С:Сеть", реализованный на уровне прикладных решений "1С:Предприятие 8.0" и официально анонсированный фирмой "1С" в апреле 2006 г.

Сервис "1С:Сеть" реализует бизнес-логику взаимодействия сетевых операторов и поставщиков, разработанную Межрегиональной общественной организацией "Стандартизация обмена деловой информацией" (МОО СОДИ, http://www.moo-sodi.ru/), которая объединяет ведущих российских сетевых операторов, производителей и поставщиков. Электронные документы, используемые при обмене, создаются в соответствии с XML-схемами формата CommerceML*, разработанными специально для организации электронного обмена данными в цепочке поставок в виде бизнес-процессов, принятых МОО СОДИ для взаимодействия поставщиков и сетевых операторов.

* Разработка российского формата CommerceML на базе стандартов XML была начата в 2000 г. усилиями фирмы "1С" при поддержке специалистов Microsoft. Позднее развитие этого проекта перешло под эгиду Комитета по электронной коммерции Некоммерческого партнерства "Стандарты электронного обмена информацией" (http://www.stp.ru/). В конце февраля 2006 г. комитет утвердил новую редакцию стандарта CommerceML 2.0.

Нужно подчеркнуть, что используемые в "1С:Сеть" формат CommerceML и описания бизнес-процессов, вообще говоря, не полностью соответствуют международным стандартам. Это сделано вполне сознательно. По мнению разработчиков "1С", их подход учитывает реальные возможности организации EDI в нашей стране и неготовность быстро перейти на международные, более строгие, стандарты. Тем не менее "1С:Сеть" предусматривает возможность конвертировать данные CommerceML в другие XML-форматы обмена, принятые в иностранных компаниях, в том числе на базе международных стандартов GS1 XML и OASIS UBL.

Сам сервис "1С:Сеть" реализован в виде дополнительной конфигурации платформы "1С:Предприятие 8.0" (с использованием реализованного в ней механизма бизнес-процессов, см. "BYTE/Россия" № 3'2005), которая может подключаться к другим прикладным решениям. С апреля сервис уже включен в типовую поставку продукта "1С:Управление торговлей 8.0".

Пользователям торговых конфигураций системы программ "1С:Предприятие 7.7", желающим использовать сервис "1С:Сеть", бесплатно предоставляется специальный внешний компонент для функционирования сервиса.

В своем нынешнем виде сервис "1С:Сеть" ориентирован на обеспечение информационного взаимодействия между системами операторов розничных торговых сетей и поставщиков товаров для розницы. Сейчас он поддерживает четыре бизнес-процесса: "Обмен данными о товаре", "Обмен коммерческими предложениями", "Заказ товара" и "Поставка товара". Пользователи "1С:Сеть" получают возможность работать с несколькими торговыми партнерами из привычного интерфейса прикладных решений "1С" в режиме онлайн. При этом пользователям не надо загружать информацию из внешних файлов - она сразу отражается в соответствующих регистрах их торговой системы . В целом данный сервис предоставляет следующие возможности:


  • обеспечивает преобразование данных, что облегчает подключение разнотипных информационных систем и устраняет необходимость синхронизации справочников вручную;
  • сокращает расходы на организацию коммуникаций, поскольку использует общую инфраструктуру для обслуживания всех подключенных абонентов;
  • предотвращает возникновение ошибок, проверяя документы на соответствие формата и содержания стандартам электронного обмена данными, а также на соответствие логике исполняемого бизнес-процесса ;
  • защищает пользователя от получения нежелательных документов, что свойственно электронной почте;
  • сообщает менеджерам компаний-пользователей о наступлении контрольных событий;
  • может использоваться в качестве независимого источника информации при решении споров в области обмена документами.


  • Организация информационного взаимодействия между контрагентами может выполняться путем передачи XML-файлов с электронными документами, выгруженными на внешний носитель информации или отправленными по электронной почте. Однако наиболее эффективный способ - использование Центра обработки данных "1С:Сеть" (рис. 1), разработчиком и провайдером которого выступает компания UnitSpace (http://www.unitspace.ru/) при непосредственном участии "1С".



    Рис. 1. Так будет работать сервис "1С:Сеть".

    Обслуживание в ЦОД платное (пропорционально количеству полученных или отправленных заказов), но первый месяц пользования его услугами абонент не оплачивает. Центр дает пользователям возможность получать дополнительные услуги, например, сервис контроля поставщиком складских остатков продавца (Vendor Managed Inventory, VMI) в реальном масштабе времени. Нужно подчеркнуть, что ЦОД может работать с клиентами, использующими и другие продукты, не только "1С", хотя в настоящий момент технические и организационные вопросы такого подключения еще не до конца проработаны.

    Здесь мы приведем описание одного из бизнес-процессов, реализованного в сервисе "1С:Сеть". Бизнес-процесс "Обмен коммерческими предложениями" описывает взаимодействие торговой розничной сети (клиента) и поставщика при передаче поставщиком информации о цене предлагаемых товаров или услуг. Необходимое для бизнес-процесса условие - наличие контракта на поставку товаров (услуг) между поставщиком и клиентом (торговой организацией, которой выставляются счета на оплату товаров или услуг). Клиент может иметь несколько точек доставки - филиалов, адреса которых могут отличаться от юридического адреса клиента. Обычно точка доставки в рамках описываемого бизнес-процесса характеризуется переменной составляющей стоимости транспортных расходов. Процесс взаимодействия можно представить в виде диаграммы, как показано на рис. 2.


    Рис. 2. Описание бизнес-процесса "Обмен коммерческими предложениями".

    Бизнес-процесс инициируется, если возникает необходимость изменить прайс-лист (либо создать новый). Прайс-лист содержит полный перечень коммерческих условий по товарам и услугам, поставляемым данным поставщиком данному клиенту. Для каждого клиента на один период действует только один прайс-лист. Поставщик формирует строки ценовых соглашений для соответствующих групп цен, в которых указываются следующие параметры: идентификатор товара; цена в указанной валюте за единицу товара; валюта; цена, включая налог; ставка налогов и сборов; начальная дата, с которой действует новая цена; конечная дата, по которую действует цена. Прайс-лист передается клиенту в электронном виде.


    Содержание раздела